Доступная среда
МБДОУ №37 г.Шахты реализует Адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, разработанной с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития, Адаптированную образовательную программу для детей со сложным дефектом (детей с задержкой психического развития с учетом особенностей слабовидящего ребенка), разработанной с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабовидящих детей, Адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, с учетом Примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, Адаптированную образовательную программу для детей с умственной отсталостью, с учетом Примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
-
Кабинет педагога-психологаВ ДОУ созданы условия для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми. Оснащен кабинет педагога-психолога во 2-м и 3-м корпусе. В 1-м корпусе приспособленный кабинет.Кабинет педагога-психолога предназначен для:-проведения диагностического обследования развития детей дошкольного возраста;-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий педагога-психолога с детьми. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи. Площадь кабинета педагога-психолога во 2-м корпусе - 10,1 м2, в 3-м корпусе - 14,3 м2.1.Оснащение кабинета:- пособия, игры для коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
-
-шкафы для хранения пособий;
-
-столы для детей;-стулья детский;-стол, стулья для работы педагога-психолога с документацией.2. Учебно-методические пособия:Диагностический материал1.Диагностический комплект «Лилия»2. Тест «Лесенка»3. Проективный тест «Домики» (О.А.Ореховой)4.Методика «Кактус»(авт. М. А.Панфилова)5. Методика «Несуществующее животное» (авт. М.З.. Дукаревич)6. "Тест тревожности" Р.Тэмл, М.Дорки, В.Амен7. Методика «Паровозик»8. Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи9. Лист адаптации10. Интервью «Волшебный мир»11. Методика Рене Жиля12. Методика «Три дерева»13. Методика «Рисунок человека»14. Методика «ДДЧ»15. Тест на определение темперамента»16. Методика «Страхи в домиках» М.А.Панфилова, А.И.Захаров17. Тест Керна–Иерасика»18. Методика «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе» (авт. С.А.Банков)19. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» (авт. М.Р.Гинзбург)20. Тест Равена21. Тесты психического развития ребенка 4-5 года жизни22. Методика «Графический диктант»23. «Домик» (авт. Н. И. Гуткина)24. Тест «Какие предметы спрятаны в рисунке»25. Методика «Эталоны»26. Методика«10 слов» Лурия27. Методика «10 предметов»28. Методика "Рисунок семьи"29. Тест родительско-детских отношений А.Я.Варга, В.В.Столин30. Методика «АСВ»31. Анкета «Оценка особенности развития ребенка дошкольного возраста»32. Методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»33. Анкета «Барьеры педагогической деятельности»34. Методика К.Томаса «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях»Методическая, учебная и справочная литература; информационные материалы «Консультации для родителей», «Консультации для педагогов»; компьютерные версии материалов.Педагог-психолог в своей работе реализует коррекционно-развивающие и развивающие программы:1. Адаптационно-развивающая программа работы по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Релаксик». Сост. Еремина В.И. - Шахты, 20032. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР дошкольного возраста при подготовке к школе. Сост. Журбина О.А. – Шахты, 20023.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Сост. Баряева Л.Б. и др. – СПб.: КАРО, 2007 и др.Занятия проводятся как в группах детского сада, так и в кабинете педагога-психолога. В кабинете педагога-психолога имеются аудиозаписи детских песен, расслабляющей музыки «Звуки природы», проектор, энергоактивирующий зрительно-вестибулярный тренажер профессора В.Ф.Базарного, тренажер для развития мелкой моторики, дидактическое дерево, компьютерные игры на развитие мышления, памяти, внимания и др.
Объекты проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты |
Оснащенность объектов |
Музыкальный зал (проходят музыкальные занятия, физкультурные занятия, оказываются платные дополнительные образовательные услуги) |
- разнообразный спортивный инвентарь |
Игровые прогулочные площадки |
- спортивное оборудование |
Спротивная площадка (на базе 3-го корпуса) |
- покрытие для двмгательной активности - спортивное оборудование |
Общежитие, интернат для иногородних обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование платы за проживание не предусмотрено.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
- Квадратная, рельефно-визуальная тактильная зона, в которой изображение и рамка имеют выпуклую форму.
- Дополнительная зона по всей ширине знака, содержащая рельефно-точечный шрифт Брайля.
-
Знаки, предназначенные для тактильного восприятия, изготавливаются в одном цветовом варианте - это чёрное изображение и чёрная рамка на жёлтом фоне, который обеспечивают необходимый контраст для распознавания слабовидящими.
На табличке информация о названии учреждения, адреса. Также осуществлена констрастная оконтовка проемов во всех корпусах. -
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. Территория детского сада заасфальтирована, предусматривет возможность передвижения на коляске. Помощь может оказать сотрудник детского сада - дежурный администратор.Специальные условия питания
-
Рациональная организация питания детей дошкольного возраста является проблемой государственной важности. Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных веществ обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма, оказывает существенное влияние на резистентность и иммунитет ребенка по отношению к различным заболеваниям, повышает его работоспособность и выносливость, способствуют оптимальному нервно-психическому развитию.Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с влиянием на растущий организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских садах и дома, по телевидению, радио, кино, изменение условий воспитания в семье, вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом.Как уже было сказано выше, рациональное питание является одним из факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Мы понимаем, что правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Поэтому мы соблюдаем общие принципы рационального питания детей.Составление полноценного рациона питания.Использование разнообразного ассортимента продуктов (в соответствии со спецификацией), гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов.Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, правильное сочетание его с режимом дня.Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и развития детей.Строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной обработки пищевых продуктов, повседневный контроль за работой пищеблока, правильной организации питания детей в группах.Такой подход к детскому питанию позволяет достичь улучшения физического развития детей, повышения иммунологической защиты детского организма.Контроль за правильной организацией питания детей в ДОУ осуществляется на всех этапах, осуществляется ежедневно.С 01 июля 2019 г. произошла реорганизация детского питания в МБДОУ. Организацией питания детей на основании заключенного контракта занимается ООО "Общепит-Юг". приготовление готовых блюд происходит непосредственно на пищеблоках каждого из корпусов, переданных по договору аренды поставщикам питания. Медицинский персонал, закрепленный за детским садом, осуществляет контроль качества питания, входит в состав бракеражной комиссии детского сада. Составленное 10-дневное перспективное меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ в каждом корпусе имеется медицинский кабинет. во 2-м корпусе дополнительно имеется изолятор. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору, в рамках которого организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, п проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ГПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ГПМПК.В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:проведение профилактических осмотров;мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.В МБДОУ на базе каждого корпуса имеется медицинский кабинет, совмещенный с процедурным. Во втором корпусе также дополнительно оборудован изолятор. Для проведения всей деятельности имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности.Оборудование медицинского и процедурного кабинета соответствует требованиям СанПиН В медицинском кабинете имеется все необходимое оборудование, согласно СанПиН. Профилактические медицинские осмотры детей дошкольного возраста проводятся с действующими нормативными документами после доврачебного осмотра педиатром детской поликлиникой и медицинской сестрой. Осуществляется контрольная деятельность за соблюдением санитарно-гигиенических условий в МБДОУ и организацией образовательного процесса, отслеживается состояние здоровья детей, санитарно-просветительная работа среди персонала и родителей.
В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Территория ДОУ оборудована системой внешнего видеонаблюдения (4 видеокамер по периметру территории в каждом корпусе), установлены системы КТС АПС
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 5 точек, в том числе для учебно-вспомогательного целей - 1;Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 5 Кбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером ООО "Ростелеком".Разработан и действует сайт МБДОУ №37 г.Шахты - https://ds37.rostov-obr.ru/#/Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Доступ к образовательным ресурсам
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru;
2. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
6.Официальный сайт Администрации г.Шахты http://shakhty-gorod.ru/7.Официальный сайт Департамента образования г.Шахты http://shakhty-edu.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный зал);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
О наличии бесприпятственного доступа в общежитие, интернат
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Помощь сопровождение инвалидов в помещениях МБДОУ, оказываемой работниками МБДОУ, прошедшими необходимое обучение (инструктирование):
В период с 2018 г. 11 человек прошли курсы повышения квалификации:
2 чел. на базе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020 г., проблема «Организация инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», 72 часа
5 чел. на базе ЧОУ ДПО "Донской экономико-правовой колледж предпринимательства (ДЭПК)", 2020 г., программа "Современные технологии инклюзивного образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО", 72 часа.
1 чел. на базе АНО ВО "Гуманитарный институт", 2020 г., проблема: "Арт-терапевтический подход в работе психолога", 72 часа
1 чел. на базе АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", 2019 г., проблема: "Основы адаптивной физической культуры", 72 часа
1 чел. на базе ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области», 2018 г., проблема: «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации», 72 часа;
1 чел на базе ООО "Центр развития человека "Успешный человек будущего", 2019 г., проблема "Дифференцированный подход в инклюзивном образовании детей с ОВЗ (в соответствии со стандартом профессиональной деятельности "Педагог"), 72 ч.
1 чел. на базе АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", 2021 г., проблема: "Тьюторство как оказание индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка в процессе обучения в условиях введения ФГОС", 72 ч.
1 чел. на базе ООО "Межотраслевой Институт Госаттестации", 2021 г., проблема: "Нормы и практика с детьми ОВЗ ЗПР и ТНР", 16 ч.
1 чел. на базе Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки (ООО "МИПКИП"), 2022 г., проблема: "Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья", 72 ч.